Публичные обсуждения деятельности Тюменского УФАС России
20 декабря 2018 г. представители ООО «Юридическая фирма «Центр правовых услуг» приняли участие в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.
От управления участие в публичных обсуждениях принимали руководитель Тюменского УФАС Веретенников И.В., а также его заместители Полухин Д.А., Марчук С.В. и Верзун Ю.Д.
Темами для обсуждений стали:
- Практика внедрения антимонопольного комплаенса и его эффективность;
- Антимонопольный контроль: практика выявления и пресечения Закона о защите конкуренции по итогам работы за 2018 год;
- Практика по вопросам, связанным с контролем за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2018 году;
- Практика по вопросам, связанным с применением Федерального закона № 223-ФЗ.
По первой теме с докладом выступил руководитель Управления ФАС по Тюменской области Веретенников И.В.
Им было отмечено, что антимонопольное регулирование в России в 2018 году встало на путь использования предупредительных механизмов, одним из которых является внедрение антимонопольного комплаенса, как системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Под антимонопольным комплаенсом следует понимать мероприятия по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства через создание механизмов профилактики таких нарушений самими хозяйствующими субъектами и органами власти. Целью антимонопольного комплаенса выступает минимизация нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Внедрение антимонопольного комплаенса предусмотрено Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы, утвержденным Указом Президента от 21.12.2017 года № 618, согласно которому Правительство РФ и органы исполнительной власти должны до 1 марта 2019 года принять меры по созданию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По словам Веретенникова И.В. в Управлении ФАС по Тюменской области такая система уже создана и функционирует.
Нам представляет позитивным указанный Президентом РФ путь для органов исполнительной власти по повышению уровня контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства, поскольку таким образом снизиться не только количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти, но и частный сектор не сможет извлекать выгоду из неправомерного поведения таких органов.
По вопросам антимонопольного контроля слово взял Полухин Д.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля за монополистической деятельностью.
Дмитрий Александрович начал с того, что выделил две категории дел, по которым Управление ФАС по Тюменской области чаще всего привлекает субъектов к ответственности:
- злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
- заключение и исполнение антиконкурентных (картельных) соглашений (ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Количество таких правонарушений за 2018 год по сравнению с предыдущим увеличилось в два раза.
По поводу санкций представитель Управления высказался таким образом, что нарушителям, как правило, выдается предупреждение, и только в случае неисполнения соответствующего предупреждения хозяйствующим субъектам вменяют штраф. Вместе с тем, штраф в судебном порядке может быть снижен, однако предупреждение остается в силе вне зависимости от размера сниженного штрафа.
Таким образом, можно проследить тенденцию развития борьбы ФАС с картелями и субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением, что позволяет сделать вывод о необходимости обращения в органы ФАС в случае обнаружения в действиях контрагентов признаков правонарушения антимонопольного законодательства в целях установления и обеспечения добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов.
Практикой работы УФАС по Тюменской области по контролю за соблюдением Федерального закона № 44-ФЗ поделился заместитель руководителя Тюменского УФАС России – начальник отдела контроля закупок.
Спикер уделил достаточно времени новеллам в законе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд которые вступят в законную силу в 2019 году.
Так, с 1 января следующего года обязательными станут электронные закупки. По новым правилам проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в бумажной форме будет нельзя. Но в ряде случаях можно будет проводить закупочные процедуры по старым правилам, это касается покупки товаров за рубежом, запроса котировки во время оказания немедленной медицинской помощи, отбора поставщиков во время оказания гуманитарной помощи и устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
С нового года также начнется формирование единого реестра участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок. В такой реестр войдут индивидуальные предприниматели, юридические и физические лица, которые принимают или планируют принимать участие в государственных закупках. Ответственным за ведение реестра назначено Федеральное Казначейство.
Также перестанет действовать с 1 января 2019 г. старый порядок аккредитации участников на электронной площадке. На площадках смогут регистрироваться только лица, внесенные в единый реестр участников закупок, при этом регистрация на электронных площадках станет автоматической. Аккредитация на площадке будет выдана не позднее одного рабочего дня после внесения сведений в единый реестр участников закупок. Преимущества такой системы представляются вполне очевидными: участникам больше не придется подавать документы для аккредитации на каждой торговой площадке.
Что касается практики работы отдела контроля закупок Управления ФАС по Тюменской области за 2018 год, то начальник отдела контроля закупок отметил, что за уходящий год отделом было рассмотрено 395 жалоб, из которых 270 были признаны необоснованными. При этом ни количество самих жалоб, ни количество признанных из них обоснованными, по сравнению с предыдущим 2017 годом, не изменилось.
В 2018 году основные нарушения в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд были выявлены при формировании закупочной документации заказчиками, а также в действиях поставщиков при заключении контрактов.
Со стороны заказчиков участились нарушения в содержании закупочной документации, её неопределенность, не позволяющая участнику закупки понять документацию, а также не размещение информации о закупке.
Нарушения поставщиками Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта в основном связаны с включением хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков. За 2018 год из всех заявлений о включении лица в такой реестр, лишь 31% были отклонены.
Последней слово взяла Марчук С.В. заместитель руководителя Управления ФАС России – начальник отдела контроля за соблюдением законодательства.
За 2018 год Управлением было принято и рассмотрено 117 жалоб в рамках Федерального закона № 223-ФЗ. Из них 34 были признаны обоснованными. Зачастую вынесенные решения по жалобам обжаловались в суде, однако, все из них, по словам докладчика, оставлены без изменения.
Так, по делу № А70-8891/2018 обжаловалось решение УФАС по Тюменской области по делу №Т18/52-223 и предписания №Т18/53-223 от 10.05.2018 г.
Конкурсной документацией в качестве критериев оценки, помимо прочих, было установлено наличие самостоятельно (лично) исполненных аналогичных договоров (контрактов). Антимонопольный орган посчитал, что порядок оценки заявок, установленный заказчиком, не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку Заказчиком оцениваются договоры (контракты) по капитальному строительству/реконструкции зданий исключительно с государственными или муниципальными заказчиками.
Суд поддержал вышеуказанный вывод, а также указал, что наличие или отсутствие опыта с государственными и муниципальными заказчиками не может быть поставлено в зависимость от качества исполнения обязательств по договору на капитальный ремонт здания заказчика, заключенного по результатам закупки.
Арбитражным судом Тюменской области в декабре 2018 г. было рассмотрено дело № А70-13633/2018 об обжаловании решения УФАС по Тюменской области от 05.07.2017 по делу № Т18/76-223.
Судом было установлено, что закупочная документация содержала в себе в числе одного из нестоимостных критериев: совокупный годовой оборот денежных средств за 2017 год. Такой оборот может подтверждаться копий бухгалтерской отчетности: копия отчета о движении денежных средств (форма по ОКУД 0710004). Победителем закупки была представлена бухгалтерская отчетность, согласно которой совокупный годовой оборот денежных средств составляет 2 853 690 тыс. руб. Заявитель, при обжаловании решения, ссылался на то, что форма по ОКУД 0710004 не может содержать наименование числового значения «тыс.», а только сами числа.
В случае признания годового оборота в размере 2 853 690 рублей, заявка победителя признавалась бы несоответствующей требованиям закупочной документации, при этом Управление рассматривало годовой оборот в размере 2 853 690 000 рублей с учетом наименования числового значения «тыс.».
Суд поддержал выводу Управления, указал, что наличие финансовых ресурсов подтверждено отчетом установленной формы, следовательно, наименование числового значения «тыс.» в бухгалтерской отчетности допускается.
Таким образом, за 2018 год Управлением ФАС Тюменской области были выявлены как нарушения, так и их отсутствие на основании рассмотрении жалоб хозяйствующих субъектов. Как правило, требования жалоб сводятся к неправильному установлению и оценки критериев заявок заказчиками, что является нарушением Федерального закона № 223-ФЗ.
Представителя УФАС по Тюменской области ответили на вопросы касательно изменения тарифов на бензин, газ, проезд в общественном транспорте, высказались относительно загруженности и несколько не эргономичном сайте Управления в сети интернет.
В целом информация Управления ФАС по Тюменской области кажется нам очень полезной и применимой как в судебной, так и внесудебной практике.