г. Тюмень, ул.Сакко, 30/4а

Возможно ли получить аванс по гос. контракту?

17.07.2020

Жизнь в обычной хозяйственной деятельности строительных компаний, практически каждый день заставляет решать нестандартные задачи.

Поделюсь ситуацией из нашей практики.

Наш клиент планировал осуществлять работы в рамках государственного контракта, сумма около 10 миллионов рублей, и конечно, было огромное желание получить аванс, особенно учитывая сложную экономическую ситуацию, которая возникла в связи с пандемией. Подрядчик знал, что Правительство РФ приняло ряд нормативных актов, где говорится об авансировании при исполнении гос. контрактов в отдельных случаях. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630.

С Заказчиком были проведены переговоры и достигнуто соглашение.

Но наш клиент придерживается принципа «ни шагу без юриста». Конечно необходимо оценить риски, насколько законно такое решение, какие будут последствия?

Итак, во-первых, важно понять, в каких случаях возможно заключение дополнительного соглашения к контракту.

В соответствии с ч.1 ст. 95 Закона №44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных случаях:

  • если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом;
  • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов;
  • в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
  • в случаях изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

По сути, гражданское законодательство содержит императивную норму о неизменности условий государственного или муниципального контракта, и заключение дополнительного соглашения, кроме тех случаев, что прямо предусмотрены в законе №44-ФЗ, и поэтому является грубейшим нарушением Закона №44-ФЗ и является недействительным (ничтожным).

Иными словами, Заказчики в 2020 году вправе изменить существенные условия контракта, в том числе размер аванса в контракте, который заключили ранее, при одновременном соблюдении условий:

  • новый размер аванса не превышает предельный размер авансирования, который установлен законодательством;
  • контракт предусматривает выплату аванса; · изменения вносятся по соглашению сторон по инициативе поставщика;
  • контракт невозможно исполнить из-за коронавируса.

Какие же риски? Если все же стороны пойдут на риск и заключат дополнительное соглашение к контракту о перечислении аванса, последствия (естественно, это будет уже судебное дело) будут -признание сделки недействительной в силу закона, и возврат аванса.

В практике такие ситуации уже происходили: так же было заключено доп. соглашение по взаимному согласию, подрядчик получил аванс, причем сумма была приличная, несколько десятков миллионов, и уже спустя несколько лет после завершения работ по контракту, по заявлению Прокуратуры контракт был признан в суде недействительной сделкой. К тому времени контракт был исполнен, все средства освоены, поэтому был произведен зачет и аванс не пришлось возвращать. Но! Пени. А куда же без них.

Как ни крути, закон, есть закон. За пользование незаконным авансом подрядчику, как указал суд: пришлось оплатить заказчику (по сути в бюджет) несколько миллионов рублей.

Как сказал суд «Поскольку сделка, не соответствующая правовым актам, является ничтожной и недействительной с момента ее заключения, проценты за пользование чужими денежными средствами в данном случае должны начисляться за весь период пользования неосновательно полученными суммами».

Конечно, юристы фирмы «Паламарчук и партнеры» рекомендуют исполнителям государственных или муниципальных контрактов тщательно изучать законодательство, и особенно судебную практику, не рисковать, плата за риски порой слишком высокая.

Используя сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie согласно нашей Политике обработки персональных данных

Согласен
Яндекс.Метрика