г. Тюмень, ул.Сакко, 30/4а

Новый Закон о контроле и надзоре

13.08.2021 15:38:00

1 июля вступило в силу большинство положений нового закона о проверках (Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

      Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки их соблюдения гражданами и организациями, выявления их нарушений, принятия мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
      Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
     Срок проведения документарной и выездной проверки теперь не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки по общему правилу не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
      Инспекционный визит - не более 1 рабочего дня на одном объекте.
Рейдовый осмотр - не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
      Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Предварительно не уведомят:
- о контрольной закупке;
- мониторинговой закупке;
- выборочном контроле;
- инспекционном визите.
       О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.
Кроме того, есть общее правило: если имеется угроза причинения вреда, любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.
       Вводятся специальные режимы государственного контроля (надзора), такие как мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор) и постоянный рейд.
В целях реализации нового закона предусматриваются переходные положения, принят ряд подзаконных актов:
- постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»;
- постановление Правительства РФ от 06.03.2021 №338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
- постановления Правительства РФ от 29.12.2020 №2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (вместе с «Правилами аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля»
- постановление Правительства РФ от 16.04.2021 №604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. №415»;
- постановление Правительства РФ от 02.04.2021 №528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
- приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 №151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»;
- приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 №294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
      Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не будут утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Они должны быть приняты до 1 января 2022 года.
До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля: к антимонопольному контролю, контролю в сфере гособоронзаказа и т.д. Этот закон продолжает действовать и при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого в положении о виде контроля смогут определить порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
- самообследование - добровольная самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по ее итогам юрлицо (ИП) получит высокую оценку, оно сможет принять специальную декларацию (это должно допускать положение о виде контроля);
- профилактический визит - беседа по месту деятельности юрлица (ИП). Даже если в ходе визита выявят нарушения, предписание устранить их не выдадут.
       Так, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может размещать эту информацию публично, например, на своем сайте, в рекламе.

Используя сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie согласно нашей Политике обработки персональных данных

Согласен
Яндекс.Метрика