Можно ли изменить способ оплаты по государственному контракту?
Заключить выгодный государственный или муниципальный контракт (далее - контракт) – цель многих предприятий в условиях современного рынка. Однако на пути к заветной цели часто возникает множество юридических препятствий, преодолеть которые достаточно сложно. Возникающие спорные вопросы рассматриваются в Федеральной антимонопольной службе, арбитражном суде. Цена ошибки в данных делах бывает высокой – не только стоимость самого контракта, но и возможность попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Только знание существующего опыта, множества тонкостей и нюансов, привлечение специализирующихся на таких вопросах юристов, - поможет защитить интересы на профессиональном уровне.
В настоящей статье речь пойдет о двусмысленном толковании способа оплаты по контракту.
К нам обратился клиент с просьбой пояснить двусмысленность в токовании способа оплаты по заключенному контракту: в оплате по окончанию этапов выполненных работ и пунктом контракта, в котором говорилось про единовременную оплату.
Предоставив юридическое заключение сообщили следующее.
В контракте была предусмотрена единовременная оплата за фактические выполненные работы.
Можно было бы предположить, что оплата производится поэтапно на основании КС-2 и КС-3. Однако договором не было предусмотрено ежемесячное составление этих документов. Есть только упоминание, в котором предусмотрено выполнение работ подтверждать актами о приемке выполненных работ.
Согласно ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 5.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44 - ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты, работ или услуг, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемого товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества ,комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, порядок оплаты товара, услуги или работы является существенным условием государственного контракта.
Возможность и порядок внесения изменений в существенные условия контракт при его исполнении регулируются статьей 95 закона №44-ФЗ.
Положения статьи 95 Закона №44-ФЗ не предусматривает возможность внесения изменений в порядок оплаты товара, работы или услуги по государственному контракту, данное положение также подтверждалось и в контракте, где говорилось о единовременной оплате за фактически выполненные работы.
На основании вышеизложенного, до заключения контракта рекомендуем внимательно проверять существенные условия контракта: предмет, цену и оплату контракта.